Добавить проблему

Добавляйте проблемные места города. Без регистрации на сайте или с регистрацией.

Проблемы города

  • Актуальные проблемы: 5
  • В процессе решения: 0
  • Решенные проблемы: 15
  • Всего проблем: 20
МНЕНИЕ АВТОРА НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЕТ С МНЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА!

​Brexit: почему Великобритания больше не хочет быть частью Евросоюза

​Brexit: почему Великобритания больше не хочет быть частью Евросоюза

Для Великобритании наступивший 2021 год принёс кардинальные перемены, которые обусловлены принятым ещё в 2016 году решением выйти из состава Европейского союза. И хотя формально процедура под названием Brexit завершилась ещё в феврале 2020 года, однако на тот момент она носила лишь политический характер. Так, британцы перестали быть гражданами ЕС, а правительство Великобритании потеряло представительство в комитетах союза. Но главная цель Brexit, а именно – реорганизация торгово-промышленных отношений между Соединённым Королевством и странами Евросоюза, исходя из нового статус-кво, не была достигнута. Поэтому, растянувшийся на долгих 3.5 года процесс Brexit продлился ещё на 11 месяцев переходного периода, в ходе которого сторонам необходимо было принять взаимовыгодное соглашение. И в декабре минувшего года оно было наконец достигнуто. Однако, на этом процесс выхода Великобритании из ЕС, членом которого она была целых 47 лет, всё равно нельзя назвать полностью завершённым. Теперь государствам европейского региона придётся выстраивать новые систему отношений, которая уже на первоначальном этапе вызывает недовольство. В связи с чем возникает вопрос – так ли принципиально был необходим Brexit, которые многие эксперты уже назвали началом распада ЕС.

Необходимо отметить, что и процесс становления Великобритании как части единого европейского сообщества проходил недостаточно гладко. Изначально объединение стран Европы преследовало исключительно экономические цели — создание единой таможенной зоны, организацию свободного движения капитала между странами и т. д. Именно для этого в 1957 году было создано Европейское экономическое сообщество, в которое вошли Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. Великобритания также была заинтересована в создании экономического объединения, не сомневаясь в его необходимости, однако совместно с Исландией, Лихтенштейном, Норвегией и Швейцарией создала альтернативную организацию – «Европейскую ассоциацию свободной торговли». Вскоре стало ясно, что ЕЭС работает гораздо эффективнее, и Великобритания решила все же вступить в сообщество. Но руководство союза посчитало, что британская экономическая система несовместима с европейской сразу по целому ряду аспектов. Также, государства-члены организации опасались того, что Великобритания станет агентом влияния США внутри ЕЭС. Поэтому они не позволили принять Соединенное Королевство, наложив вето на вступление новых членов. В результате государство приняли в ЕЭС лишь в 1973 году.

Однако процесс вступления Великобритании в ЕС также сопровождался многочисленными трудностями. В частности, потребовалось проведение ряда экономических и финансовых реформ, которые привели к росту цен и общему увеличению стоимости жизни и производственных расходов в стране. Не меньше возмущало британских граждан вмешательство в политическую и правовую государственную систему, которое было неизбежно при столь тесном экономическом взаимодействии в рамках Европейского союза. Всего год спустя при смене правительства в Великобритании назрел вопрос о необходимости оставаться в организации. В июне 1975 состоялся референдум, на котором более 67% участников высказались за то, чтобы страна осталась в ЕЭС. Недовольных тоже хватало, однако вопрос о выходе из экономического сообщества был снят на долгое время. Попытки использовать эту тему в политических целях предпринимались, но не имели большого успеха. Так почему же в 2016 году представителям британского Парламента пришлось снова поставить в политическую повестку вопрос о необходимости продолжать быть членами ЕС? Причин достаточно много.

Прежде всего — за 20 лет сообщество значительно расширилось, и на фундаменте Европейского экономического сообщества был создан Европейский союз, ставший не только экономическим, но и политическим объединением. Это означало ещё большую зависимость государств от решений, теперь уже не только торговых, но и правовых, принимаемых межгосударственными органами союза. Это вызвало острое недовольство как в народе, так и во властных кругах, представители которых пытались сохранить максимальную независимость в ключевых вопросах политики и экономики. Позже Великобритания стала одной из основных жертв европейской политики открытых границ, ведь именно в нее устремились многие трудовые мигранты. Социальная инфраструктура и бюджет страны с трудом выдерживали такую нагрузку. Бесчисленные законы и правила превратились в барьеры для развития бизнеса. Это во многом тормозило развитие бизнеса в Соединённом Королевстве, мешая его представителям проводить выгодные для них решения. Также, Великобритания как одна из самых развитых стран союза, на протяжении многих лет платит большие взносы, не получая от этого ощутимой выгоды. Значительную роль в вопросе играет и британский менталитет, который не способствует культурной и какой-либо другой интеграции с другими государствами, даже в рамках ЕС.

Таким образом, копившиеся разногласия между Великобританией и другими странами Евросоюза привело к тому, что в 2016 году был проведён референдум, с единственным вопросом: должна ли страна оставаться членом ЕС. Однако, этот шаг был скорее популистским. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, пообещавший провести голосование, хотел добиться совершенно противоположного результата – доказать евроскептикам, что Великобритания и Европейский Союз нужны друг другу. Но итог оказался ошеломительным: 52% британцев проголосовали за выход из объединения. И правительству пришлось исполнять волю народа. Д. Кэмерон ушёл в отставку вскоре после проведения референдума, поэтому договариваться с Европой пришлось новому британскому премьер-министру – Терезе Мэй. Однако её план по выходу из состава Евросоюза, предусматривавший тесное взаимодействие с организацией после Brexit (иными словами – пользование всеми благами сообщества без уплаты налогов и взносов) не устроил как сам Евросоюз, так и британский парламент. Переговоры затянулись на 3.5 года, и упорство Т. Мэй отнюдь не способствовало выработке сколько-нибудь приемлемого для сторон соглашения.

Существенные подвижки произошли с приходом на пост премьер-министра экс-мэра Лондона Бориса Джонсона, который, приложив максимально возможные усилия (включая проведение внеочередных выборов в парламент), смог найти взаимовыгодное для участников конфликта решение. Но и на данном этапе возникла проблема – ведь невозможно выйти из тесного экономического сотрудничества также легко, как и из политического. Поэтому в течение 11 месяцев 2020 года ЕС и Великобритании пришлось снова договариваться. Переговоры, несмотря на их сложность, всё же увенчались успехом и, как в итоге отметили и Б.Джонсон, и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, стороны заключили честное соглашение. Его основные пункты заключаются в следующем:

— между королевством и сообществом будет создана зона свободной торговли для товаров и услуг без квот и тарифов;

— на Великобританию перестали распространяться принципы единого рынка ЕС: отсутствие контроля движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

— британские граждане не смогут избежать проверок на границах сообщества, а безвизовое пребывание на территории ЕС будет ограничено периодом 90 дней и др.

Однако и это соглашение пока действует во «временном» режиме, так как подписано только британским парламентом, созванным в период рождественских праздников. Документ еще должны утвердить Европейский парламент и парламенты всех 27 государств сообщества. А затем финальную ратификацию должен завершить Совет ЕС, где представители всех государств союза подтвердят факт одобрения этого документа у себя на национальном уровне. Однако, как было заявлено лидерами Европарламента, специальных сессий (как это сделали в парламенте Великобритании) по поводу ратификации соглашения созвано не будет. Поэтому официальное принятие документа и вступление его в законную силу отложено до марта текущего года.

Тем временем эксперты оценивают возможные последствия выхода Великобритании из Европейского Союза как для самих участников Brexit, так и для третьих стран. И в настоящий момент явно проявляются негативные эффекты. Так, предприятия Соединённого Королевства начали жаловаться на серьезные проблемы: промедление в оформлении документов в портах; остановка продаж некоторых товаров по причине появившейся бюрократии и т.д. Наметились и внутренние политические конфликты, вызванные экономическими потрясениями. Первый министр Шотландии Никола Стерджен заявила о несогласии с принятым британским парламентом решении перестать быть частью Евросоюза, после чего усилились призывы к проведению референдума независимости региона от Великобритании. Обостряется ситуация вокруг Северной Ирландии, входящей в состав Великобритании и независимой Республикой Ирландия, тесное экономическое взаимодействие которых теперь находится под угрозой. Само же Соединённое Королевство, по оценкам экономистов, в среднесрочной перспективе может потерять около 4% от ВВП, вследствие чего государство ждёт ощутимое снижение темпов промышленного и торгового роста. Однако, необходимо помнить, что всё могло бы быть и хуже – если бы соглашения так и не удалось достичь. Поэтому Великобритании всё же удалось избежать многих экономических издержек. И хотя договор о свободной торговле не гарантирует стране безопасного и светлого будущего, он способен защитить её основополагающие интересы и предотвратить крах британской экономики.

Для всех остальных стран мира, в том числе для России, Brexit будет прежде всего означать пересмотр экспортных квот на поставку той или иной продукции на рынок ЕС. В остальном, по мнению постоянного представителя России в Европейском союзе Владимира Чижова, для нашей страны принципиально мало что изменится в плане экономики. Больше интересен политический аспект. По его словам, «можно, конечно, надеяться, что, как правило, недружественный нам голос Великобритании перестанет звучать в ЕС и участвовать в формировании единой внешнеполитической позиции объединения, однако это никак не помешает ему звучать вне Евросоюза, в том числе в НАТО». Поэтому остаётся только надеяться, что, независимо от внутренних отношений государств-участников как ЕС, так и других межправительственных объединений, они будут нацелены на честную политику, открытую экономику и взаимовыгодные отношения с другими странами мирового сообщества.

Поддержка автора:

Поддержка пользователя Oxana

Пока никто не отправлял донаты

09:14
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Внимание!

По вопросам и проблемам обращайтесь: support@tittat.ru

18+

|