Вопросы бюджетной политики всегда являются актуальными, насущными для населения любого государства. Сегодня они особенно важны для граждан РФ, так как наступивший 2019 год ознаменован повышением уровня различных видов налогов и сборов.

Добавить проблему

Добавляйте проблемные места города. Без регистрации на сайте или с регистрацией.

Проблемы города

  • Актуальные проблемы: 5
  • В процессе решения: 0
  • Решенные проблемы: 15
  • Всего проблем: 20
МНЕНИЕ АВТОРА НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЕТ С МНЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА!

Формирование бюджетной политики государства: от федерального центра до конкретного города

Формирование бюджетной политики государства: от федерального центра до конкретного города

Вопросы бюджетной политики всегда являются актуальными, насущными для населения любого государства. Сегодня они особенно важны для граждан РФ, так как наступивший 2019 год ознаменован повышением уровня различных видов налогов и сборов. Так как налоговые поступления являются одним из основных каналов пополнения бюджета, граждане имеют право знать, на каких основаниях было принято решение о повышении доходной части бюджета, а также – на что, для чего и в каком размере будут выделены увеличенные (благодаря налогам) бюджетные суммы. Однако, рядовые граждане больше нацелены на попытки понять систему местного бюджетного фонда, так как он непосредственно связан с их нуждами и потребностями. Но этого нельзя сделать без учёта роли регионального и, конечно, федерального уровней бюджета. Поэтому, для начала, необходимо разобраться с общими положениями бюджетной политики, федеральной системой формирования бюджета, а также с региональной бюджетной политикой.

Так, государственный бюджет является одним из важнейших финансовых документов страны, в котором указываются источники и размеры поступлений в государственную казну (которые в основном формируются из налоговых сборов рядовых граждан), а также потребности, погашаемые за счет государства. Бюджет страны играет огромную роль в формировании всех направлений политического курса государства, повышении качества жизни граждан, их финансовых возможностей, а также возможностей самого государства в сфере торговых и других экономических отношений различного уровня. Основными функциями государственного бюджета являются: контроль и ограничение действий правительства (предотвращение незапланированных или завышенных расходов); осуществление регулирования денежных отношений внутри государства; укрепление финансовых связей между центром и регионами; определение экономической политики и др. Осуществление представленного функционала осуществляется при помощи грамотного планирования составляющих бюджета, а именно, расходной и доходной части, а также показателей профицита (избытка) или дефицита (недостатка) финансовых средств.

Данные составляющие бюджетной политики представлены в федеральном законе о принятии бюджета страны на 2019 год. Стоит отметить, что, по экспертным оценкам, бюджет России в текущем году может стать профицитным (впервые за несколько лет). Это – одна из главных причин повышения налоговых сборов – необходимость выйти из состояния недостатка средств, так как иными способами решить данную проблему, как показал опыт прошлых «дефицитных» лет, пока не представляется возможным. Возникшая ситуация, когда современная обстановка, создающая потребности роста и развития всех без исключения сфер деятельности не воплощается в силу нехватки средств, может быть решена именно таким, не очень приятным для граждан, но вынужденным для государства методом как повышение налогового бремени. Так, согласно утверждённой программе бюджета РФ на 2019 год основными статьями расходов являются: социальная политика (здравоохранение, образования, а также иные направления) – 36% (от федерального бюджета), национальная оборона – 16%, национальная экономика – 14%, национальная безопасность – 12%, ЖКХ – ок. 6%, экология – ок. 8%, обслуживание долга – 5%, культурная сфера – 3%. Конечно, такое распределение может показаться несколько иррациональным, однако оно показательно: во-первых, на первый план вышла социальная сфера в совокупности с вопросами образования и здравоохранения, что говорит о направленности РФ к статусу социального государства, то есть такого, которое стремится обеспечить высокий уровень жизни своих граждан; и, во-вторых, сокращение расходов на обслуживание государственного долга говорит о том, что бюджет страны, действительно, в скором времени сможет стать профицитным, отчего можно прогнозировать реальное улучшение экономики государства.

Если отойти от федерального уровня, который, несмотря на показательность, отражает всё же общую политическую картину, то необходимо сказать не только о запланированных расходах, а также прогнозируемом профиците или дефиците, но и о системе формирования доходной части бюджета, где основным субъектом становится определённый субъект РФ. Система формирования бюджета довольно проста (и аналогична для его различных уровней). Доход федерального бюджета составляет фиксированный процент доходов регионов в виде налоговых выплат, часть которых снова переходит к ним как следствие государственного перераспределения или дотаций. Как и во многих странах, такие отчисления несимметричны в зависимости от экономического, социального, территориального или ресурсного положения и обеспечения региона. Так, рейтинг регионов России по налоговым отчислениям, периодически составляемый различными рейтинговыми агентствами, наглядно показывают, какие субъекты отдают больше, чем получают, или, наоборот, получают больше, чем отдают (возможны и другие варианты). Исходя из таких рейтингов, Ростовская область является одним из среднестатистических регионов, которые, в основном получают от федерального бюджета практически 50% налоговых сборов – иными словами, регион считается достаточно развитым, несмотря на присутствие стабильно небольшого дефицита. Согласно данным аналитических служб, в 2018 году общая сумма налоговых сборов Ростовской области составила 156 253 980 000 руб., однако, по правилам системы, в область вернулось: 1) 73 439 370 000 руб. на региональный бюджет и 2) 16 982 263 000 руб. на местные бюджеты области – то есть доля Ростовской области в федеральном бюджете составила 65 832 347 000 руб., что является средним показателем отчислений по России. Также, необходимо добавить, что регион не является дотационным – то есть является достаточно самостоятельным не только в обеспечении своих потребностей, потребностей поселений региона, но и в обеспечении развития различного рода собственного потенциала (экономического, социального и др.).

Аналогичным образом строится бюджетная система между регионом и, в частности, нашим городом. Установленный в нормативных документах процент налогов из города переходит в бюджет региона, но доля из них возвращается обратно. Однако, данная система является несколько более запутанной, так как федеральный уровень также передаёт часть средств региона на местный уровень, и задача субъекта заключается лишь в распределении этих средств. При этом, сам регион вправе не отчислять средства из своего бюджета в поселения. Так происходит и в Ростовской области – на местный уровень распределяется федеральный бюджет, а из регионального ничего не добавляется. Если это объяснить в числах, то получится, что к 73 439 370 000 руб., которые региону вернул центр, добавляются налоговые сборы из поселений – 18 019 016 000 руб. (доля отчислений г. Шахты на 2019 год составляет 599 700 000 руб.). Однако из данной суммы поселениям ничего не возвращается, а распределяется лишь отчисление из центра в размере 16 982 263 000 руб. Такое положение дел может показаться несправедливым, однако, с точки зрения экономической составляющей ситуация выглядит несколько по-иному – местные поселения могут самостоятельно обеспечить себя за счёт собственных средств, а также отчислений из федерального бюджета, то есть не требуют помощи непосредственно региона. Однако, не стоит забывать о различных проектах, проводимых на уровне местного управления (строительных, направленных на благоустройство и т. д.), большую часть которых оплачивает регион. Получается, что, даже если регион напрямую не выделяет средства в местные бюджеты, он расходует собственный бюджет на реализацию потребностей поселений.

Что же касается, всё таки, бюджета г. Шахты, то, исходя из проекта городской Думы города «О бюджете города Шахты на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», можно сделать несколько принципиальных выводов.

Во-первых, намечена довольно масштабная реконструкция социально-значимых объектов города. В приоритете – городской стадион, на реконструкцию которого из городского бюджета выделено более 120 млн. руб., а помощь региона составляет ок. 580 млн. руб. Также, в программу реконструирования вошли многие образовательные учреждения. Во-вторых, значительные средства выделяются в рамках программы «Доступная среда» для горожан с ограниченными возможностями. В-третьих, часть бюджетных средств (также при содействии региона) будет направлена на благоустройство центрального парка города. Также, стоит отметить, что, исходя из опыта бюджетной программы города 2018 года, в 2019 году доходы городского бюджета могут составить более 4 596,4 млн.рублей, расходы – более 4 661,7 млн.рублей (более подробную информацию, касающуюся бюджетной политики города, можно найти здесь).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует вывод, что бюджетная система РФ в целом, а также на различных уровнях, при кажущейся простоте является достаточно сложной в силу как различных законодательных актов, так и по причине различных статусов и уровня жизни (а также других показателей) по субъектам федерации. Но, из данных всех уровней бюджетной системы следует, что, начиная со среднестатистического города, как город Шахты и заканчивая Россией в целом, наблюдается медленный, но стабильный рост бюджетных средств, которые запрограммированы на повышения качества жизни граждан. И, может быть, в недалёком будущем, это действительно скажется на повседневной жизни каждого гражданина страны – жителя своего региона и родного города.

Поддержка автора:

Поддержка пользователя Oxana

Пока никто не отправлял донаты

11:56
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Внимание!

По вопросам и проблемам обращайтесь: support@tittat.ru

18+

|