Добавить проблему

Добавляйте проблемные места города. Без регистрации на сайте или с регистрацией.

Проблемы города

  • Актуальные проблемы: 5
  • В процессе решения: 0
  • Решенные проблемы: 15
  • Всего проблем: 20
МНЕНИЕ АВТОРА НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЕТ С МНЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА!

Тотальная необразованность: причины и последствия эпидемии безграмотности

Тотальная необразованность: причины и последствия эпидемии безграмотности

В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с проблемой низкого уровня образованности современного общества. Деятели науки и культуры открыто заявляют, что новые поколения практически полностью утратили способность к осознанному восприятию и запоминанию информации, а также применению получаемых знаний. Тенденция подтверждается результатами исследований в области нейробиологии, согласно которым мозговая активность молодых людей в течение последних 10 лет стремительно снижается.

Сегодня проблема необразованности набирает всё большие обороты – в новом учебном году преподаватели ведущих университетов составили единое неутешительное мнение о своих студентах, заключив: «в этом году мы набрали инопланетян». Они утверждают, что среди учащихся отсутствие фундаментальных знаний наблюдается у 80-90% студентов. Таким образом, необразованность с молниеносной скоростью приобретает масштабы тотальной эпидемии.

Несмотря на исследования и научные дискуссии, причины сложившейся ситуации остаются размытыми. Во-первых, это обусловлено наличием нескольких взаимосвязанных, но отличных друг от друга понятий, таких как «образованность» и «образование» (как система и как процесс), а также «грамотность», «кругозор» и «знания» в целом. Так, проблемы образованности шире недостатков образования, но в то же время проистекают от последних. Отсутствие грамотности относится исключительно к проблемам в системе школьного и университетского образования, тогда как узкий кругозор и отсутствие багажа знаний охватывают и другие сферы деятельности человека, в том числе, музыку и искусство.

Во-вторых, неопределённость обозначенной проблемы вызвана тем, что эксперты называют множество различных факторов, негативно влияющих на когнитивные способности новых поколений. Среди наиболее распространённых: особенности развития и воспитания, несовершенства системы образования, условия общественной среды, глобальная цифровизация и т.д. Многие из них касаются непосредственно системы образования, но в перспективе обуславливают распространение как тотальной безграмотности, так и низкий уровень, собственно, образованности молодых людей. Пожалуй, каждое из представленных обстоятельств заслуживает отдельного внимания и оценки.

Первая причина, касающаяся преимущественно системы образования, на наш взгляд, является одной из наиболее популярных среди общественности, но, в то же время, несправедливых по отношению к молодому поколению. Наверняка, многие из читателей с ней знакомы, или даже придерживаются её, ведь заключается она в следующем – вина за низкий уровень знаний молодёжи полностью лежит на самой молодёжи. Иными словами, школьники и студенты априори не хотят получать образование, преподаваемые предметы им неинтересны, и обучению они предпочитают какие бы то ни было другие занятия. При этом родители, воспитатели, преподаватели и др., несмотря на собственные усилия, не в состоянии повлиять на изменение данной ситуации к лучшему.

Сегодня такая позиция имеет большой вес в экспертном сообществе – особенно, среди его представителей более старшего возраста. Однако, в ней есть существенные недочёты, которые становятся очевидными при попытке найти ответ на следующие вопросы: почему дети не хотят получать знания, как можно способствовать их заинтересованности в образовательном процессе, а главное – кто должен повышать их интерес и могут ли дети сделать это самостоятельно. Все они отбрасывают тень не на школьников и студентов, а, скорее, на родителей и педагогов. Потому что молодое поколение не может самостоятельно составить верную траекторию собственного развития. Это долг взрослой части общества – воспитывать, направлять, контролировать, обучать и т.д. Попытки же избавиться от этих обязательств, в том числе посредством перекладывания ответственности на других, способствуют лишь ухудшению сложившейся ситуации.

Вторая причина уже напрямую связана исключительно с образованием и методами организации процесса передачи и получения знаний в образовательных организациях. Она охватывает множество проблем, но прежде всего, касается организации учебного процесса и качества образования:

— Отсутствие определения профессии учителя в категории «призвание». Сегодня принято выбирать будущую специальность с точки зрения престижности, уровня заработной платы и т.д. Эти категории практически полностью вытеснили понятие «профессии» как «призвания». И если по некоторым направлениям деятельности это упущение не является чем-то значительным, в случае с профессией учителя оно принимает масштабы катастрофы. Вследствие чего мы наблюдаем практически полную неспособность некоторых представителей педагогической среды заинтересовать своих учеников, объяснить необходимый материал, способствовать социализации формирующейся личности.

— Сохраняющаяся высокая степень бюрократизации учебных заведений. Даже если учитель блестяще справляется со своими непосредственными обязанностями передачи знаний новым поколениям, на это у него остаётся катастрофически мало времени. Педагоги просто погрязли в бумажной работе: составлении бесконечных отчётов, учебных планов и др. При этом попытки перевести весь массив документов в электронную среду не увенчался успехом, а привёл к дополнительной нагрузке на учителей. Поэтому, для большинства из них сам процесс обучения вынужденно стал не основным, а лишь одним из рабочих моментов (при этом далеко не основных).

— Перенасыщение образовательной программы без включённых механизмов повторения и закрепления материала. Современные школьные учебники представляют собой часто несистематизированный набор информации, «расшифровать» который (порой, с трудом) может только учитель. Новые немы непрерывно следуют друг за другом так, что школьники каждый день должны потреблять всё новую информацию. Времени же на повторение пройденного материала просто не хватает. Поэтому многие школьники вынуждены учиться по формуле: «поняли/не поняли – неважно, быстро переходим к новой теме». В итоге работает только краткосрочная память, тогда как на долгое время информация в голове не откладывается.

— Нацеленность не на процесс получения и применения знаний, а на результаты сдачи экзаменов. Эта проблема проявилась после введение ОГЭ и ЕГЭ как формы итоговых экзаменов в школах. И если после первого можно без особых затруднений поступить в любой колледж (так как учитываются оценки в аттестате, а не результаты экзамена), то второй, в прямом смысле слова, решает дальнейшую судьбу выпускника. Поэтому, уже в средней школе начинается подготовка учеников к успешному прохождению данных форм аттестации, которая заключается в безотчётном выполнении тестов, лишающих школьников возможности осознанного и системного мышления. В дополнение к этому сами экзамены сопровождаются колоссальным стрессом и давлением для выпускников.

— Неоправданно высокая степень самообразования. С этой проблемой сталкиваются уже студенты университетов. Как правило, объяснению материала на занятиях уделяется достаточно малое количество внимания. Казалось бы, в высшем учебной заведении так и должно быть, ведь у учащихся уже есть багаж знаний, причём достаточно высокий. Именно из этого положения исходят преподаватели ВУЗов. Но, с учётом вышеописанных проблем, характерных сегодня для большинства школ, получается, что молодых людей оставляют в ситуации ещё большей неопределённости и замешательства. Вследствие чего образование становится одной большой фальсификацией для студентов.

Конечно, это не полная картина проблем, присущих образовательным институтам. Но, исходя из тех, что мы назвали, становится понятно, почему молодые люди не заинтересованы в обучении, и получение новых знаний их только отталкивает. На всех этапах образования они сталкиваются с равнодушием преподавателей, устаревшими учебными программами, постоянной спешкой, отсутствием системности и механизмов закрепления информации, стрессами при подготовке к экзаменам и т.д. Школьники и студенты не понимают, как и для чего им учиться, получать любые другие новые знания.

Но есть и другая сторона – и это третья причина отсутствия образованности среди молодого поколения – наличие примеров, которые сегодня опровергают закостенелую аксиому о том, что только образование и широкий кругозор способны привести человека к высоким общественным результатам. Таким примером для молодёжи сейчас являются популярные блогеры, которые обнаруживают свою откровенную глупость почти в каждом видео, интервью и т.д. При этом – они успешные люди, зарабатывающие миллионы долларов, любимые миллионами фанатов. Такие образы утверждают молодых людей во мнении, что добиться богатства и славы можно в обход образования (такого непривлекательного, как мы описали его выше). Поэтому и представления у них об успешном человеке как умном и разносторонне развитом просто растворяются в отсутствии подобных примеров.

Ещё одна, четвёртая причина безграмотности молодых поколений – глобальная цифровизация. Сегодня новые поколения постоянно взаимодействуют с цифровым миром, посредством незаменимого гаджета – смартфона. Во-первых, они постоянно находятся в социальных сетях, ища славы (желая повторить успех своих кумиров-блогеров), или же эмоциональной разрядки, отвлечения от стрессов, которыми сопровождается их жизнь. Во-вторых, молодые люди непрерывно пользуются ресурсами Интернета, постоянно получая всё новую информацию. К сожалению, последствия такого тесного контакте в виртуальном мире приводят к негативным последствиям: информационный перегруз, клиповое мышление, снижение концентрации внимания, а также отсутствие желания познавать что-либо новое.

Таким образом, необразованность современного общества складывается, действительно из многих факторов. Они порождают замкнутую систему, так называемый «порочный круг необразованности», из которой молодым людям сегодня сложно выбраться без посторонней помощи. Мерами по изменению ситуации к лучшему должны стать реформы системы образования (в том числе модернизация учебных программ и пересмотр формы промежуточных и итоговых экзаменов), развитие форм досуга (как, например, доступность культурных, спортивных и др. мероприятий), а также формирование примеров положительного влияния образования на развитие и реализацию молодых людей. Тогда, вероятно, общество сможет преодолеть возникшую проблему и избежать незавидного будущего безграмотных, неспособных свободно мыслить и познавать новое людей. 

Поддержка автора:

Поддержка пользователя Oxana

Пока никто не отправлял донаты

20:51
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Внимание!

По вопросам и проблемам обращайтесь: support@tittat.ru

18+

|
Подавитель БПЛА Подавитель БПЛА, техключи.рф